Генетический паспорт: зачем нам исследование генов
Футуролог Юваль Ной Харари (Yuval Noah Harari) утверждает, что XXI век станет веком сверхлюдей. Чтобы быть не хуже других, человеку будет недостаточно вести ЗОЖ.
Это не такое уж отдаленное будущее: в октябре прошлого года ученые из МФТИ разработали метод для стандартизации анализа генетических данных, который поможет быстрее и проще составлять генетические паспорта. Работа на эту тему опубликована в Nucleic acid research. В ней авторы описывают новый метод, благодаря которому можно будет не просто узнать, есть ли мутация или нет, но и определить, насколько полны исходные данные и, как следствие, насколько достоверен вывод.
Что такое генетический паспорт
Генетический паспорт – это ДНК-профиль человека. Он дает картину того, к каким заболеваниям тот предрасположен, как организм реагирует на различные вещества и соединения. Ученые таким простым определением не удовлетворяются – у них есть как минимум два взгляда на понимание генетического паспорта.
Это информация:
- которую извлекают из генетического материала после соскоба с щеки. Таких индивидуальных маркеров достаточно разве что для идентификации человека.
- для получения которой нужна кровь или слюна. Расширенная версия паспорта позволяет определить наличие патологий и мутаций — даже тех, которые еще не проявились на уровне симптоматики. Такой паспорт подходит для целей биохакинга, планирования детей. На уровне государства такая версия позволит прогнозировать распространенность генетических патологий в масштабе популяции, совершенствовать систему здравоохранения, рационально планировать ее ресурсы.
Генетический паспорт – это исследование, которое можно сделать в клинике «Древо жизни». У клиники есть многолетний опыт в этом направлении, высококлассное оборудование и международные сертификаты.
Один из вариантов расшифровки генетического паспорта – первая таблица, в частности, иллюстрирует предрасположенность к перееданию, вторая – к компульсивному перееданию
Чего нельзя ждать от генетического паспорта
Генетический паспорт не позволяет определить склонности к тому или иному виду творчества, интеллектуальной деятельности. IQ и потенциальные успехи в учебе и работе тоже не проявятся, так как зависят в значительной степени от среды, а не только от генетики.
Из-за того, что знаний по теме пока мало, есть опасность стигматизации отдельных членов общества по генетическим маркерам. Поэтому до широкого использования генетического паспорта еще далеко.
В чем польза генетического паспорта
Люди постоянно пробуют разные диеты, физнагрузки, БАДы и пытаются менять образ жизни. Чтобы не блуждать во тьме, можно сработать на опережение и выяснить особенности своего организма на генном уровне.
Узнать предрасположенность к заболеваниям. Генетика не всегда играет решающую роль в развитии заболевания. Чаще вариации и мутации генов просто создают благодатную среду для возникновения болезни.
- При определенной вариации гена CYP1A кофе может спровоцировать риск инфаркта миокарда и развития артериальной гипертензии (источник).
- При полиморфизме гена MTHFR не сработает фолиевая кислота, если пациенту назначат ее для профилактики атеросклероза (источник).
- Одна из вариаций гена APOE4 связана с увеличением риска развития болезни Альцгеймера. Если выяснить наличие отклонения до того, как появятся симптомы, и начать прием омега-3, это может отдалить и облегчить течение заболевания (источник).
Не все аномалии являются критичными. В октябре прошлого года в The American Journal of Human Genetics появилась статья с исследованием аномалий у вполне здоровых людей без отклонений.
Комментирует Людмила Магановна Поезжаева, руководитель общественной приемной Санкт-Петербургского Института биорегуляции и геронтологии: «Изучить заболевания кровных родственников, чтобы понять, какие болезни грозят вам, нельзя – некоторые могли быть в свое время недообследованными. Например, в свое время я лично проходила обследование для составление генетического паспорта; выяснилось, что у меня есть ген предрасположенности к раковым заболеваниям – хотя я веду здоровый образ жизни и не могу назвать родственников, у которых была диагностирована онкология.
Подходящая диета. Маркетологи стремятся продать продукт, делая упор на отсутствие жира: те, кто моложе и прогрессивнее, знают, что в тренде низкоуглеводные диеты – например, LCHF (дословно «мало углеводов – много жиров»). Генетический паспорт дает рекомендации по питанию и описывает, какие продукты будут наилучшим образом поддерживать жизнедеятельность человека.
Одному человеку подходит одно соотношение БЖУ, другому – совсем иное.
- Людям с редкой вариацией гена FTO подойдет диета с высоким содержанием белка (источник).
- Обладателям CC-генотипа гена TCF7L2 прописывают больше клетчатки (источник).
- А-генотипом гена FABP2 + злоупотребление жирами = повышение «плохого холестерина» (источник).
Пример расшифровки ДНК-анализа от одной из лабораторий. У человека, который сдавал тест, лишняя чашечка кофе может спровоцировать развитие ССЗ
Разумная нагрузка. Разные типы нагрузок (функциональные тренировки или кардионагрузка) задействуют разные механизмы нашего тела. Генетический тест способен определить и эти типы, и самое удачное время для спорта.
- Ген ACTN3 отвечает за скорость сокращения и количество мышечных волокон, а ген ACE — за адаптацию сердечно-сосудистой системы к нагрузкам. Если у этих генов в организме определенная вариация, человек будет успешно качать железо. Доказано экспериментально: люди с предрасположенностью за 3 месяца нарастили 59 % мышц, люди без нее — 2 % (источник).
- Ген ADRB2 отвечает за развитие аэробной выносливости. Кому повезло с вариацией, будет хорошим бегуном и лыжником (источник).
- В зависимости от работы генов ADRB2 и ADRB3, которые отвечают за скорость расщепления белков и углеводов соответственно, можно понять, когда эффективнее тренироваться (источник).
А без паспорта как-нибудь можно?
ЗОЖники в целом живут благополучнее тех, кто не следит за здоровьем — даже если никакого учета индивидуальных особенностей в программе питания и спорта нет. Другой вопрос в том, что организму можно помочь такими же универсальными для всех средствами, но гораздо эффективнее.
Наш организм состоит из пептидов — составных частей белка размером не более 1 нм. Они регулируют физиологические процессы. Уже в 1920-х годах шла работа над тем, чтобы поставить себе на службу эти белки, и только советские ученые под руководством профессора В. Х. Хавинсона сумели оценить клиническую эффективность пептидов и создать пептидные биорегуляторы. Затем эксперимент Хавинсона длиной в 15 лет показал, что регулярный прием этих биорегуляторов снизил смертность на 40 % в контрольной группе.
Пептиды могут работать наряду с веществами, которые перечислены в статье, причем для их применения не нужно предварительное ДНК-исследование. Это не добавка, не химия и не лекарство, а натуральный строительный материал наших тел.